Перспективы развития складской логистики

Российский логистический рынок развивается, соответствуя глобальным тенденциям и запросам потребителей. В логистических цепочках складская часть считается одной из главных составляющих, но место ее и роли меняются. Статистика свидетельствует, что в складскую логистику ЕС инвестируются примерно 26% от общего объема (впереди только вложения в транспортировку грузов) инвестиций в данную отрасль.

Но став по значимости вторым элементом цепочки, складская инфраструктура постепенно перестает быть отдельным бизнес-направлением. Конкурентоспособность складского бизнеса сейчас зависит от:

  • Интегрированности склада в логистическую цепочку;
  • Ориентированности на специализацию и стандарты;
  • Качества осуществления операций и их скорости выполнения.

Статистические данные

Российская статистика говорит о том, что отечественная складская отрасль развивается быстрыми темпами. Ежегодный прирост предложения – почти 20%. Специалисты заявляют, что между предложением современных складов класса А и растущим спросом на высококачественные услуги все еще существует большой «разрыв».

Особенно большой спрос на складские помещения в Московском регионе. Второй квартал 2013 года ознаменовался покупкой (арендой) более 350.000 м2 качественных помещений, а это на 16% выше показателей 2012 года за аналогичный период. Показатели за второе полугодие составили 650 тысяч.

Торговых операторов в столичном регионе так много, что до конца 2014 года должны появиться почти два млн. квадратных метров складских площадей. Однако на данный момент имеется большой дефицит, который связан с:

  • Отсутствием транспортной инфраструктуры;
  • Административными препонами;
  • Законодательством.

С другой стороны, уровень развития складских технологий в России и операторов логистики недостаточный. А ведь именно они и делают проект перспективным для инвестиций. Любой инвестиционный проект, с разных точек зрения, оцениваются:

  • Оператором;
  • Девелопером;
  • Инвестором.

Затраты

Отметим, что строительство складских площадей в российской столице по затратам сопоставимо с возведением складов в Западной Европе. Один квадратный метр склада класса А при строительстве оценивается в $700 (минимум), а класса В – $400. Серьезных вложений требуют и:

  • Решения административных вопросов;
  • Получение документов на землю;
  • Разрешения на строительство.

Чтобы купить 1 га земельного участка в Московском регионе, придется расстаться с $1.000.000, а долгосрочная аренда составит от $600.000. Добавим сюда оплату коммунальных услуг и пользование землей (ежегодно до $30 за каждый квадратный метр).

Инвесторы заявляют, что строительство складских помещение и их развитие – это затратные проекты, которые окупаются, минимум, за 10 (класс В) и 20 (класс А) лет. Поэтому проекты, связанные с возведением жилья или строительством торговых площадок, более привлекательные.

Цена оборудования

Складское оборудование в России стоит дороже, чем в европейских странах. Причина заключается в его импорте. К складскому оборудованию относятся системы:

  • Видеонаблюдения;
  • Безопасности;
  • Вентиляции;
  • Сигнализации;
  • Стеллажей;
  • Погрузо-разгрузочной техники.

Автоматизация терминала, в зависимости от его уровня, составляет $50- $150 тысяч. Оборудование для помещений класса А стоит почти $200–350 тысяч, а класса B обходится примерно в $150-$200 тысяч. А ведь первые полгода терминал еще будет не полностью загружен. Имеются еще и высокие издержки (капитальные, административные), которые отталкивают потенциальных инвесторов от строительства дорогостоящих складских терминалов.

Заметим, что московские тарифы на складские услуги не уступают лондонским, мадридским или амстердамским, но уровень услуг и развитие технологий намного ниже западных провайдеров.

Сочетание факторов, позволяющих получить выгоду

Чтобы получить прибыль от складских проектов, следует сочетать нескольких факторов:

  • Интеграция складов в логистическую цепочку;
  • Ориентация бизнеса на потребности клиента;
  • Формирование качественного и специализированного комплекса услуг;
  • Соблюдение современных стандартов;
  • Интенсификация операций;
  • Способность хранить большие объемы на ограниченных площадях.